Версия для слабовидящих

versiya dlya slabovidyashih

Для вас, родители!

Podderzhka semey s detmi 1

Детский сад "Мальвина" онлайн

Detskiy sad onlain

Электронная запись в детский сад

alektronnaya zapis v ds

Комплектование детских садов

komplektovaniye

 

Электронные образовательные ресурсы для дошкольников

Resursi

Полезные ссылки

portal gosuslug tamb obl

gosuslugi na vse sluchai zhizni  Minprosvesheniye RF

 upr obr i nauki Tamb obl

upravleniye dosh obraz1

odrazovaniye detyam.1jpg

 reyting det sadov Rossii

personalniye danniye deti

roskomnadzor 

1.Сайт гос. закупок zakupki.gov.ru

2.Портал детской безопасности: www.spas-extreme.ru

Веб-портал "Дискуссионный клуб Минобрнауки России" http://mononline.ru

3. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»-  http://window.edu.ru/
4. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/
5. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru/ http://eor.edu.ru/ 
6. Сайт «Менеджер образования» - портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений. http://menobr.ru/ 

Образовательные Интернет-порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
6. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
7.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
8. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru

Сайты для педагогов ДОУ

1. Журнал Обруч – http://www.obruch.ru
2. Журнал Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru
3. Сайт «Всё для детского сада»  www.ivalex.vistcom.ru
4. Дошкольник RU http://doshkolnik.ru/scenary.php
5. Сеть творческих учителей  http://www.it-n.ru/
6. Сайт Тамбов-Википендия  http://ru.wikipedia.org
7.Всероссийский сайт «Дети-66» http://www.o-detstve.ru

Детские сайты

1.Сайт «Интернетёнок»
http://internetenok.narod.ru/
2.Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee
3.Сайт "Старые мультфильмы" http://teramult.org.ua/
4.МУЛЬТИ-РОССИЯ http://www.multirussia.ru

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми является актуальной, поскольку во всем мире увеличивается число детей, подвергающихся насилию и нуждающихся в помощи. Данная проблема характерна и для нашего региона.
В современной психологической литературе по проблеме жестокого обращения и насилия над детьми, традиционно выделяют четыре вида насилия: физическое, сексуальное, психологическое и пренебрежение нуждами детей.


Психологическое насилие как самостоятельный вид насилия над детьми выделен сравнительно недавно в 1980 году. Данный вид насилия в отличие от остальных намного сложнее выявить и доказать, поскольку с точки зрения объекта насилия, такое разделение не вполне адекватно, так как при физическом и сексуальном насилии человек испытывает и психоло-гическое насилие. Поэтому следует заметить, что с психологической точки зрения чисто физического и сексуального насилия не бывает. При этом, психологическое насилие наиболее сильно травмирует психику и оказывается более разрушительным, по сравнению с другими видами насилия. Поэтому в плане методического изучения такое разделение имеет смысл.
Под психологическим насилием понимают постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности) ребенка. Часто психологическое насилие обозначают как эмоциональное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического). По способу нанесения травмы выделяют вербальное насилие.
Ильин Е.П. считает, что психологическое (эмоциональное) насилие это периодическое длительное или постоянное психическое воздействие на человека, вызывающее психическую травму или приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. Иногда из психологического насилия выделяют психическое насилие — воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем, чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов [3].
Вслед за Ильиным Е.П., заметим, что именно психологическое насилие, приводит к стойким личностным изменениям, которые влияют, прежде всего, на развитие личности и препятствуют возможности ребенка реализовать себя в будущем.
Е.И. Цымбал также отмечает, что психическое насилие не следует рассматривать как сопутствующее проявление других форм жестокого обращения. Наоборот, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование в большинстве случаев жестокого обращения с детьми. Основными отдаленными последствиями психического насилия являются задержка интеллектуального развития, нарушение привязанностей ребенка. В целом, автор под психическим (эмоциональным насилием) понимает эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению острой реакции на стресс или посттравматических расстройств; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации [1,7].
Т.Я. Сафонова «считает, что эмоциональное (психологическое) насилие это однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию» [цит. по 1].
Рядом авторов предпринята попытка разделить психическое и эмоциональное насилие. Так, Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова под эмоциональным насилием над ребенком понимают «любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни»; а под психологическим насилием — «совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей» [2].
Р. Соонетс, считает, что психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей. К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками [6].
Е.П. Ильин, рассматривая психологический феномен насилия, отмечает, что «иногда бывает трудно различить, где дружеское подтрунивание, а где издевательство, где порка, а где простое замахивание, воспринятое как тяжелейшее оскорбление и насилие. Поэтому подчас даже в научных публикациях насилие рассматривается слишком расширительно, когда теряется главный его критерий — принудительность. Это приводит к неадекватности понимания явления насилия, что не может не беспокоить, так как при этом не только размывается предмет научного обсуждения, но и делаются неверные выводы в исследованиях, посвященных поискам критериев психологической защищенности от насилия, даются неверные ориентиры для практической деятельности, в частности при обучении и воспитании детей» [3].
В связи с этим автор выделяет признаки, по которым можно судить о психологическом насилии:
унижения (обвинение, упрек, критика, неуважительное отношение, оскорбления или обзывания, вообще все, что вызывает обиду);
равнодушное, небрежное обращение (равнодушие по отношению к чувствам человека, оказавшегося жертвой насилия; не¬брежное обращение; нарушение принципов равноправия и равного обращения);
попытки подчинения (угрозы, шантаж или запугивание; отслеживание и ограничение действий (например, в семье вы должны отчитываться перед супругом о том, куда вы идете и что делаете, и не можете принимать самостоятельных решений); требования или принуждения поступать так, как желает другой; социальное изолирование, принуждение к одиночеству (например, путем влияния на взаимоотношения либо их запрещением) [].
Кроме того, психологическим насилием считают: отвержение, открытое неприятие; предъявление требований, не соответствующих возможностям субъекта; ложь и невыполнение обещаний; обвинение (брань, крики); принижение успехов; длительное лишение любви, нежности, заботы; подвергание ребенка аморальным влияниям; выставление ученику неудовлетворительной отметки [3].
Garbarino J. c соавт. предлагают следующую классификацию основных проявлений (форм) психического насилия: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование и развращение.
Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признается право ребенка просить или требовать что-либо от родителей.
При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться контакты даже с другим родителем. У ребенка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.
Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц (например, преступников или педофилов), которые взрослый рассматривает как заботу о безопасности ребенка.
При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя.
Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным [8].
А.Б. Орлов, рассматривая психологическое насилие в аспекте детско-родительских отношений, считает, что это преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т. п.), либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития» [5].
По мнению А.Б. Орлова, спектр психологического насилия включает в себя следующие формы:
а) психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные
требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребенка и т. п.);
б) психологические эффекты (утрата доверия к себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, плохая успеваемость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склонность к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития» и т. д.);
в) психологические взаимодействия (доминантность, эффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, непринятие со стороны родителей и субординированность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение со стороны детей) [2].
Кравченко И.В., Таточенко Е.В., считают, что важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности, так как в разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Так , для детей до 3 лет это страхи, спутанность чувств; в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми; для дошкольников - тревога, боязливость, чувство вины, стыда, отвращения; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия; для детей младшего школьного возраста - амбивалентные чувства по отношению к взрослым, чувство стыда; в поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданная разговорчивость; для детей 9-13 лет - то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция; для подростков 13-18 лет - отвращение, вина, недоверие, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение [4].
Мы разделяем мнение Кравченко И.В., Таточенко Е.В., которые отмечают, что дети, с которыми обращались жестоко в психологическом смысле выпадают из нормального процесса социализации. В результате этим детям трудно удовлетворить свои потребности в защите и покровительстве, и им приходится быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание [4].
Цымбал Е.И. изучая последствия психического или эмоционального насилия над детьми, уделял этому особое значение, поскольку лежат в основе процессы «социального наследования» насилия (из детей, пострадавших от этой формы жестокого обращения, как правило, вырастают неэффективные родители, которые жестоко обращаются с собственными детьми или пренебрегают их основными потребностями). Широкая распространенность психического насилия, либеральное отношение ко многим его проявлениям в обществе, затрудняют выявление неблагополучных семей и детей, пострадавших от этой формы жестокого обращения, а также своевременное оказание им необходимой помощи [7].
В качестве примера психологическое (эмоциональное) насилие можно рассматривать ситуацию, в которой оказывается ребенок в семье с аддиктивным поведением (семьи алкоголиков, наркоманов). У большинства детей, живущих в таких семьях, имеются признаки задержки физического, нервно-психического, речевого развития. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Результатом такой формы родительского отношения выступает хрупкость и проницаемость границ «Я», обесценивание чувств (и утрату способности их выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.
Таким образом, обобщая вышеизложенный анализ источников, и рассматривая психологическое насилие как вред, наносящийся сверстниками и взрослыми (родители, опекуны, воспитатели и др.) не только эмоциональной сфере, и развитию ребенка в целом, под психологическим насилием мы понимаем воздействия направленные по отношению к ребенку от взрослых или сверстников в виде угроз, оскорблений, унижений, а также иного негативного отношения, вызывающие нарушения развития ребенка, его психического здоровья; ограничения в возможности установления эмоционально близких отношений с взрослыми и сверстниками, искажения адаптации и социализации

Литература:

1. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001. С. 40.
2. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. С. 34,38
3. Ильин Е.П. Насилие как психологический феномен. Universum: вестник герценовского университета. №1. 2013г.
4. Кравченко И.В., Таточенко Е.В. Влияние психологического насилия на развитии личности ребёнка // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 4 стр. 73-73
5. Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000. № 2–3.-С.182-187.
6. Соонетс Р., и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту, АО Атлекс, 2000. С. 99-102.
7. Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия /Е.И. Цымбал. – М.: РБФ НАН, 2007. – 166с.
8. Garbarino J., Sebes J., Schellenbach C. Families at risk for destructive parent child relations in adolescents // Child Development. 1985 - Vol. 55. P. 174183.

СТОП КОРОНАВИРУС!!!

баннер 1

 

 

 

2020 - Год памяти и славы!


75

Мальвина ВКонтакте

M VK

#СтихиПобеды

StihiPobedi

ВНИМАНИЕ! МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ!

lgozq

Поиск по сайту

Поставь оценку своему дошкольному образовательному учреждению

noko 1

Условия получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

ravniye startoviye vozmozhnosti

Безопасность детей на железной дороге

Внимание, родители!

ГТО

GTO1

Правила безопасности в сети интернет

оьт

Учредитель

Учредителем МБДОУ "Детский сад № 69 "Мальвина" является муниципальное образование городской округ – город Тамбов. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Тамбова. Адрес: 392000, г. Тамбов, Коммунальная, д.6

e-mail: post@cityadm.tambov.gov.ruФакс: (4752) 72-20-30. Официальный сайт: post@cityadm.tambov.gov.ru.  

Временно исполняющий полномочия главы города Тамбова Тамбовской области Косенков Максим Юрьевич (контактный телефон 79-03-08). Прием граждан по личным вопросам в первую и третью среду каждого месяца с 14:00. Предварительная запись на прием по тел. 72-05-55. Вы также можете отправить письмо на адрес электронной почты: post@cityadm.tambov.gov.ru.